"Мой учитель". В.И.Панкратова - учитель русского языка и литературы
Моя «школьная» тропинка берет свое начало здесь, на брединской земле, куда мои родители в 1954 году приехали осваивать целинные земли.
А в поселке Маяк, в то время Брединском совхозе, есть местечко, где стояла моя школа, куда меня за ручку привела мама в первый класс. Мне вручили огромный букет, и я, мне казалось, на весь школьный двор говорила заранее выученные слова: «Обещаю учиться на «хорошо» и «отлично». Так я познакомилась со своей первой учительницей Капиталиной Алексеевной Гусевой. Для меня это была необыкновенная женщина, начиная с имени, которое я старалась сначала запомнить, а потом уже четко проговаривать. Ну, а то, чему мы учились на уроках, можно назвать чудесами. Она умела все: если мы играли какой-либо спектакль, то сначала заранее готовили маски. Я до сих пор помню, как она мастерски из глины лепила рожицы лисы, зайца, медведя, а потом мы своими маленькими ручонками мяли глину, рвали бумагу, варили клейстер, лепили все это на глиняные фигуры и потом ждали, когда уже можно все эти маски снять с глиняного каркаса и раскрашивать. Эти уроки труда были такими интересными, увлекательными, проходили незаметно, что мы с удовольствием продолжали эту работу после уроков.
А какие были удивительные уроки пения! Мы заранее готовились. Капиталина Алексеевна заходила с мандолиной в класс, усаживалась удобно, проигрывала несколько мелодий, потом к себе вызывала Нину Кадочникову с необычайно звонким голосом, из мальчиков - Васю Гукова. Мы все пели: «То березка, то рябина... Край родной на век любимый, где найдешь еще такой». Капиталина Алексеевна начинала учить меня любить мой край, брединские степи, мою Родину. Учила красиво писать, читать, и любить книги, стремиться к своей мечте. Она первой научила меня читать стихи и вывела на сцену кинотеатра «Родина», где в те годы проходили смотры художественной самодеятельности. Мне дали первое место за чтение и приз - книгу «Доктор Айболит». Самые светлые детские воспоминания связаны с первой учительницей. С ней нам было уютно, тепло, интересно. С именем Капиталины Алексеевны у меня связано то доброе начало, когда я впервые стала мечтать о профессии учителя. Учась в школе, мы все мечтали быть учителями, вот и я давала себе клятву, что буду такой, как моя Капиталина Алексеевна, потом как Зоя Георгиевна, Майя Николаевна. Учителем и все! А вот какой предмет выбрать - не знала.
Но когда в нашу школу пришла она, Лидия Филипповна Лихачева, я не сомневалась: я буду учителем русского языка и литературы. Вот сейчас мне кажется, что в нашу школу она влетела Жар-птицей, и одно перышко из ее оперения досталось мне.
Внешне яркая, выразительная, она оживила жизнь своей школы! Конечно, такие учителя, нам казалось, достаются старшеклассникам. Она была классным руководителем 10 класса и преподавала у них русский и литературу. Мы, пятиклассники, с замиранием сердца смотрели на кабинет, где была Лидия Филипповна: там всегда было шумно, слышался смех, но ее звонкий голос выделялся из всех. В нашем классе учителя русского языка и литературы часто менялись. Предмет я любила, всегда готовилась серьезно и втайне мечтала, что когда-нибудь в наш класс войдет она - моя мечта. Я хотела учиться у Лидии Филипповны. О ней уже слагали легенды. Поговаривали о ее строгости. И вот в восьмом классе она заменила у нас заболевшего учителя. Она пришла в класс и начала урок внеклассного чтения, выбрав книгу «Школьный вальс». Это я сейчас понимаю, что она, как завуч, вынуждена была провести урок. Как она читала! Эту интонацию, эти паузы, этот взгляд, улыбки я не забуду никогда. На предложение продолжить чтение после уроков мы ответили громким «Да!». А потом пошли урок за уроком. Лидия Филипповна взяла наш восьмой класс. То, что я учила Лермонтова и Пушкина, Гоголя - все пригодилось мне при поступлении в пединститут. А еще я любила писать у нее диктанты. И потом, когда уже сама учила детей, текст старалась читать так, как читала его моя учительница. Это она мою мечту сделала действительностью, сказав свое последнее слово: «Иди ты на литфак».
Поступление в институт в те годы обсуждалось бурно. Я единственная из выпуска поступила в пединститут.
Я единственная из выпуска поступила в пединститут. Своей радостью я поделилась впервые минуты приезда с Лидией Филипповной. Она обняла меня и просто сказала: «Учись! Это интересно. А работать будем вместе». Мы долго работали вместе. И опять она была моим учителем, моей палочкой-выручалочкой. Две практики в школе я проходила только в своей Калининской школе, у своей учительницы - Лидии Филипповны. Да и решение работать учителем русского языка и литературы в Калининской школе было единственным. Учить русский язык и литературу очень интересно, а учить детей этому - очень трудно.
Лидия Филипповна учила меня правильно строить уроки, подбирать материал - она всегда была рядом. Учила правильно начинать урок и заканчивать, проверять тетради, принимать экзамены. Учила всему: быть красивой и доброй, любить литературу и, конечно, любить свою профессию. Еще школьная программа не изучала С. Есенина и А. Блока, а мы уже проводили вечера, диспуты, где с удовольствием читали стихи и слушали Лидию Филипповну. Любимым ее детищем были театральные спектакли, которые проходили шумно, весело, с успехом. А после спектакля мы были у нее в гостях, пили чай из ее любимых, «сочинских» чашек, говорили об удачах и неудачах, мечтали о будущем спектакле и, конечно, это были счастливые и незабываемые минуты.
40 лет я учу своих детей русскому языку и литературе, но до сих пор в моей душе и сердце живет это перышко, подаренное Жар-птицей, моей учительницей.
Валентина ПАНКРАТОВА,
учитель МОУ Комсомольская СОШ, выпускница МОУ Калининская СОШ |